Игровые технологии на уроках физики

 
Игровые технологии на уроках физики.
Учитель физики А.Д. Братушка
 
Залог успешного овладения физикой моими учениками – развивать и укреплять познавательный интерес на уроках физики, который, на мой взгляд, складывается из основных факторов:
- сохранение баланса между «сухостью предмета» при изложении обязательного минимума нового материала и живостью преподавания;
- личность учителя;
- подача содержания и насыщенности материала разнообразными технологиями, преимущественного деятельностного типа, к которым относятся помимо моей любимой проектной деятельности и игровые технологии. 
В Большом энциклопедическом интернет словаре дается следующее определение игре - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Но если это сухое определение рассмотреть с точки зрения педагогики, то окажется, что это один из самых продуктивных видов деятельности на уроке, если его грамотно применять. Так как игра это:
-привычная форма деятельности для человека любого возраста, особенно для школьника;
-требует у участников инициативу, творческий подход;
-развивает у учащихся коммуникативные качества;
-способствует усвоению материала, расширению кругозора через использование материалов помимо учебника;
-способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке, что благодаря знаниям по физике можно успешно работать с термометром, барометром, компасом и т.д. показывает и доказывает, что физика – наука о наиболее общих законах всего окружающего нас материального  мира.
«Чтобы переварить знания, надо их поглощать с аппетитом» - слова французского писателя, критика Анатоля Франса, Лауреата Нобелевской премии.     Чтобы уроки не были «пресными, скучными» их, порой, надо «разбавлять» игрой, которую необходимо готовить и продумывать. При организации игровых форм обучения, необходимо учитывать при подготовке: цель и правила игры, оценка игры, подбор членов жюри, подведение итогов игры, время проведения игры при изучении темы, подготовка необходимых материалов и пособий учителем, разделение играющих на команды (контроль за подготовкой эмблемы, названия, группы поддержки), создание эмоционального игрового настроения перед игрой  и т.д.
Чаще всего на уроках физики я использую следующие игровые технологии:


1.Кроссворды.
2.Ребусы.
3.СКАЗКИ: «Сказки с физическими ошибками», «Сказки глазами учителя физики…»
4.Маршрутные листы.
5.Анаграммы.
6.Урок-игра
7.Дидактические игры (игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования и т.д.)
8.Внеклассные мероприятия.



Остановлюсь на некоторых из них.
           Кроссворд по физике на тему: «Электростатика и магнитные явления»
           Иванов Никита 8б класс
 
 
 

                  3                          
                                             
              4                              
          2                                  
                                          16  
                      8       12              
1                                            
                            14                
    5         7                              
                          15         19        
                                             
      6                                      
                                             
            11             17                  
                                             
                              21              
    9     13         18                        
                                             
  10                                          
                                             
                    20                        
                                             
                                             

По_горизонтали:
1. Рядом с южным географическим полюсом находится … магнитный полюс.
3. Катушка с железным сердечником внутри.
4.Сообщение телу электрического заряда.
5. Разновидность атома с другим массовым числом.
6. Особый вид материи, существующий вокруг заряда и оказывающий воздействие на вносимые заряды – это … поле.
9. Между разноименными полюсами магнита существует…
10. Фамилия ученого, проводившего опыт, показывающий взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки.
11. Как переводится слово электрон с греческого языка?
14. Область, в которой направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли – это магнитная …
15. Частица атома, не имеющая заряда.
17. Линия, соединяющая полюса магнитной стрелки.
20. Прибор для обнаружения и измерения заряда.
 
По вертикали:
2. Особый вид материи, существующий вокруг движущихся зарядов - … поле.
3. Раздел электричества, изучающий неподвижные заряды и их взаимодействие.
6. Прибор для обнаружения заряда.
7. Положительно заряженная частица атома.
8. Воображаемые линии, с помощью которых показывают распространение ЭП в пространстве – это … линии.
12. Рядом с северным географическим полюсом находится … магнитный полюс.
13. Один из видов электризации.
15. Частица, входящая в состав ядра атома.
16. Кратковременное изменение магнитного поля Земли – это магнитная …
18. Заряженная частица; атом, потерявший или получивший один или несколько электронов; бывает положительный или отрицательный.
19. Между одноименными полюсами магнита существует …
21. Отрицательно заряженная частица атома.
Ответы:

По горизонтали: По вертикали:
1. северный
3. электромагнит
4. электризация
5. изотоп
6. электрическое
9. притяжение
10. Эрстед
11. янтарь
14. аномалия
15. нейтрон
17. ось
20. электрометр
2. магнитное
3. электростатика
6. электроскоп
7. протон
8. силовые
12. южный
13. трение
15. нуклон
16. буря
18. ион
19. отталкивание
21. электрон

Кроссворд - игра-задача, игра-головоломка, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Кроссворд может быть составлен и учителем и учеников, он может использоваться и в начале темы, как обучающий элемент и в конце темы, как контролирующий.  Способствует развитию у учеников творческого подхода, воображения, расширению кругозора. Тесно связан с кроссвордом и ребус, который способствует развитию логического мышления, терпения, усидчивости и при составлении и при разгадывании. Кроссворд или ребус способны заинтересовать, заинтриговать новым словом, способны снять умственную нагрузку и создать положительный эмоциональный фон. Я использую и рекомендую ученикам русскоязычный генератор ребусов, ссылка: http://rebus1.com/. Задав любое слово или фразу, программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус.

Ребус ученика 7 класса Петросяна Ильи (зашифрованное слово ПАСКАЛЬ)

Анаграмма – слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы. На уроках физики эта игровая технология позволяет развивать фонематический анализ и синтез слов, расширение и обогащение словарного запаса слов, воспитывает интерес к чтению не только на уроках литературы и русского языка, показывает метапредметные связи физики и филологии. Помощь в интернете:
http://poncy.ru /anagram/

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Урок-КВН “В лабиринтах кинематики»   (9, 10 11 классы)
 
Цели урока:
Образовательные - сформировать целостную систему знаний по теме «Кинематика», расширить кругозор.
Развивающие – применять знания в новой обстановке, применять знания по механике в повседневной жизни, совершенствовать интеллектуальные способности, мыслительные умения.
Воспитательные – развитие коммуникативных свойств личности, создание ситуации успеха, формирование добросовестного отношения к учебному труду, ответственного отношения к общественному поручению, воспитание командного духа.
Задачи:
Заинтересовать физикой, повторить основные законы, определения, формулы в ходе игры по теме «Кинематика»
Подготовительный период: класс  делится на 3 команды, выбирается капитан команды,  учащиеся готовят эмблемы, названия команд, готовят
домашнее задание «Реклама одного из видов движения с точки зрения физики – равномерного, равноускоренного, равнозамедленного». Члены жюри – ученики 11 класса. Учитель обязательно проводит предварительный инструктаж с членами жюри. У учителя для игры  должно быть на 1-2 задания больше, в случае непредвиденных пауз.
Место проведения – кабинет физики.
Время проведения –60  минут  
Ход игры.
 
Учитель:
Здравствуйте ребята, встреча идет в «прямой трансляции», поэтому заранее просим извинения за накладки, которые неизбежны при этом. Сегодня встречаются веселые и находчивые любители физики. Как известно, КВН - команды веселых и находчивых. клуб непредвиденных ситуаций, но законы подлежат исполнению всеми членами команд: 1. В замкнутой системе кабинета, когда игрок тянет время – зрителей тянет к выходу; 2. физика + юмор=константа,  т.е. чем больше физики, тем меньше юмора и наоборот; 3. Силы взаимодействия команд противоположны по направлению, но не равны по величине, а равнодействующая всегда направлена в сторону побеждающей команды.
 
Задание №1 Представление команды
Оценивается название команды, эмблема команды – по 1 баллу.
 
Задание №2 Реклама одного из видов движения
Это домашнее задание выдано заранее. Рекламировать равномерное, равноускоренное, равнозамедленное движения – по 3 балла.
 
Задание №3  «Разминка»
 Внимательно  ученики слушают утверждения , либо вопросы выведены через документ-камеру на экран .Если утверждение верно, то напротив номера  вопроса пишете ДА , если неверно – НЕТ. Правильный ответ – 1 балл.
Это задание можно и не оценивать, проводить его в качестве паузы и в конце при подведении итогов жюри.
1.  Ваше движение в школьный буфет  не является поступательным (НЕТ)
2.  При резком торможении  автобуса пассажиры отклоняются назад   (НЕТ)
3.  Пассажиры в движущемся автобусе покоятся относительно водителя (ДА)
4.  При движении по окружности ускорение направлено по касательной к окружности (ДА)
5.  Путь и перемещение всегда равны друг другу по модулю (НЕТ)
6. Автомобиль будет двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем при отсутствии силы трения и сопротивления воздуха. (ДА)
8.  Металлический шар падает с некоторой высоты. Его движение равноускоренное, так как сила тяжести, сила сопротивления воздуха и Архимедова сила не компенсируют друг друга (ДА)
9. Медуза  движется как пример реактивного движения (ДА)
10.  Курвиметр - это прибор для измерения перемещения (НЕТ)
11. Всадник, перелетающий через голову лошади при резкой  ее остановке будет двигаться по инерции (НЕТ)
12. Слон более инертен чем слоненок (ДА)
13. Перо птицы падает на Землю  с большой высоты 0,4 м\с (ДА)
14. На Земле возможна невесомость (ДА)
Задание №4  «Задача-шутка»
Правильный ответ – 1 балл
Жила-была Баба-Яга в дремучем-дремучем лесу. Чтобы взлететь в ступе, в дремучем-дремучем лесу Бабе Яге необходимо набрать скорость 54км\ч. Она разгоняется с ускорением 0,3м\с2. Сможет ли взлететь Баба Яга, если длина самой большой поляны в лесу –0,2 км?
(Ответ – нет. Вычисляем по формуле : 2аS= V2-V02)
 
Задание №5
 
Определить путь и перемещение от железнодорожного вокзала г.Пушкина до школы №530, учитывая масштаб. (Ответ: путь  1,4 км)
 Правильный ответ – 3 балла.
 

 
 
 
Задание №6  Конкурс капитанов.
 
Не одно поколение учеников решало задачи, которые  составлены еще в  начале XVIII в. Леонтием Филипповичем Магницким.
Магницкий – выдающийся педагог-математик первой половины XVIII  века, автор «Арифметики», одной из самых замечательных книг XVIII века, которую М. В. Ломоносов назвал «вратами учености».
Магницкий первый познакомил наших предков с математикой в редком для своего времени объёме и показал её большое практическое значение. В этом главная заслуга Магницкого перед историей математического образования в нашей стране.
Не менее важна его заслуга как первого учителя русских моряков, преодолевшего с успехом громадные затруднения, которые встретились ему при изложении на русском языке основ мореходной науки.
Через 10-15  минут капитаны  должны представить на суд жюри решение задач. Оценка за конкурс- 5 баллов.
Задача «На охоте»
Пошел охотник на охоту с собакой. Идут они лесом, и вдруг собака увидела зайца. За сколько скачков собака догонит зайца, если расстояние от собаки равно 40 скачкам собаки и расстояние, которое собака пробегает за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? Считать, что скачки делаются одновременно зайцем и собакой.
(Решение: Если заяц сделает 6 скачков. То и собака сделает 6 скачков. Но собака за 5 скачков из шести пробежит то же расстояние, что и заяц за 6 скачков. Следовательно, за 6 скачков собака приблизится к зайцу на расстояние, равное одному своему скачку. Поскольку в начальный момент расстояние между зайцем и собакой было равно 40 скачкам собаки, то собака догонит зайца через 40 *6 = 240 скачков)
 
Задание №7
 Командам выдаются  карточки, необходимо как можно полно описать характер движения двух тел (определить начальную  скорость, координату, ускорение, записать зависимости скорости , ускорения, перемещения от времени, построить графические зависимости и т.д.)– за каждую физическую характеристику -1 балл, найти место и время встречи – 3 балла.
Х1= 20+ 5t
Х2= 6+ t2
 
Задание №8
За каждый правильный ответ 1 балл
Два тела движутся навстречу друг другу: одно  равноускоренно на север, другое – равнозамедленно на юг. Нарисовать:
1.     как направлены ускорения;
2.     как направлены векторы скорости;
3.     как направлены векторы равнодействующих;
4.     как направлены векторы количества движения  этих тел.
 
Задание №9
Правильный ответ 4 балла
Длина скачка блохи на столе под углом  45о к горизонту равна 20 см. Во сколько раз высота ее подъема над столом превышает ее собственную длину, составляющую 0,4мм?
Ответ 125
 
Подведение итогов.
Пока члены жюри подсчитывают очки, вам нужно за минуту составить как можно больше слов из того, что я предложу. Все слова – имена существительные, нарицательные в единственном числе в именительном падеже.
КИНЕМАТИКА ( кит, мат, тик, канат, метка ……..т.д.
Учащиеся по очереди называют слова, побеждает тот, у кого окажется больше слов.
Подводятся итоги членами жюри. Поощряются отдельные ученики из команд за удачную эмблему, рекламу и т.д.
Литература:
В.А.Касьянов, Физика 10 класс, М., «Дрофа», 2012г.
И.Я.Ланина, 100 игр по физике, М., «Просвещение» 1995г.
Рымкевич А. П. Сборник задач по физике М., «Просвещение», 1988 
 
 
 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с политикой приватности Mollom.